Коллекционные авторские куклы и медведи. Галереи работ. Форум, информация об авторских курсах и анонсы выставок

Статьи

Любые сравнения в нашу пользу!©
Обучаясь у нас Вы можете: посетить пропущенное Вами занятие с любой другой группой, повторить любой урок по своему желанию без дополнительной оплаты, консультироваться у педагога по телефону и интернету, как во время курса, так и после окончания обучения, участвовать в выставочных проектах kukly.ru и многое другое. Мы любим своих учеников и гордимся своими выпускниками!
Контактная информация: тел. 8-495-645-17-11, 8-926-284-77-87 (Москва), E-mail: kukly@mail.ru
 
Статьи

  Маслова Ирина. «Шьем мишку-тедди»
  Маслова Ирина. «Волшебная пленка Aleene s Shrink»
  Алеся Боровикова и Сержио Эстрела (Sergio Estrela). «Миниатюра»
  Елисеева Алена. «Декор и аксессуары. Старые вещицы»
  Ольга Рёль. «Диалоги о куклах»
  Ольга Тамойкина. «Кондиционирование пластика»
  Елена Ильина, (фото из мастерской Людмилы Каминской). «Фарфор»
  Ирина Горюнова. «Преподаватели Школы КУКЛЫ.РУ»
  Ирина Супрунова. «Энкаустика. Рисование горячим воском»
  Сергей Тупицын. «Новый год и немножечко сказки»
  Варыгина Александра. «Изготовление экспериментальных шарниров»
  Тася Попова. «Волшебный мир маленьких кукол»
  Светлана Соловая. «Выпускники Школы КУКЛЫ.РУ»
  Антон Солныков. «Статья для КУКЛЫ.РУ»
  Елисеева Алена. «Коричные пуговицы»
  Ольга Рейнгард. «Интервью с автором шарнирных кукол (BJD) Ольгой Рейнгард»

Фарфор

Елена Ильина, (фото из мастерской Людмилы Каминской)


  В горах далеких Шао Линь
Копали глину - каолин.
Из этой глины с давних пор
В Китае делали...
  Веселая химия, Загадки, alhimik.ru

   Что же такое фарфор?

   Видов керамических масс, носящих название фарфор, очень много: протофарфор, полевошпатовый фарфор, костяной фарфор, полуфарфор, фриттовый фарфор, реомюровый фарфор.
   Все это - результат попыток разгадать секрет настоящего китайского фарфора. Секрет, который так и не был разгадан, и возможно утерян навсегда, а возможно до сих пор хранится в стенах монастыря в горах Шао Линь, от названия которых и происходит слово каолин.

   Фарфор - состоит из каолина, кварца и полевого шпата, имеет прочный непористый черепок с раковистым изломом, с водопоглощением меньше 1%, отличается от керамики непроницаемостью для воды, звонкостью, белизной и прозрачностью.

   Полуфарфор - тонкокаменные беложгущиеся изделия имеют спекшийся непросвечивающий белый или окрашенный в сероватые, голубые, бежевые тона черепок с водопоглощением 0,5-3,0%. Состав сходный фарфору, но вместо каолина используются каменные глины, содержит плавни, которые по составу своему ближе к стеклу.

   Протофарфор - древняя китайская тонкокаменная керамика с полупрозрачным белым, прочным черепком с раковистым изломом.

   Костяной фарфор - состоит из каолина, кварца и большого количества плавней - полевого шпата и костяной золы. В структуре черепка до 85% стекловидной фазы. Черепок очень тонкий, высокой белизны и просвечиваемости до 4 мм. Относится к мягкому фарфору.

   Полевошпатовый фарфор –фарфор с большим содержанием полевого шпата в качестве плавня, иногда с небольшой добавкой бетонита. Относится к мягкому фарфору.

   Фриттовый фарфор – состоит из каолина и фритты – размолотого гранулированного стекла специального состава. Относится к мягкому фарфору.

   Реомюровый фарфор - вид стекла.

   Почему именно в Китае?

   Китайская цивилизация, возникшая в 14 в. до н.э., относится к одним из самых ранних цивилизаций человечества. Уже в эпоху неолита в Китае было развито керамическое производство с использованием глазурей. В 4 столетии н.э. китайские ремесленники широко пользовались особыми длинными печами, которые носили название "драконьи печи". Эти печи давали возможность обжига при температуре 1400 градусов Цельсия в бескислородной (с ограниченным доступом воздуха) атмосфере, что обеспечивало керамике белизну. В 7 столетии в Китае начинает производиться протопорцелан или протофарфор, который является промежуточным звеном между тонкокаменной керамикой и настоящим фарфором. И, наконец, в конце 9 века сложились все условия для создания фарфора в провинции Тианг-си (Цзянси) на юге Китая, где использовались асцендентные (восходящие) печи, и находятся месторождения очень чистого белого каолина и одной из разновидностей полевого шпата - ортоклаза.
   Печи были сложной конструкции, имели вид длинного поднимающегося туннеля и строились вверх по склону горы. В качестве топлива использовалось дерево или древесный уголь.
   Выкопанная глина должна была созревать под открытым небом под воздействием жары, холода и дождей в течение двух поколений.
   С 9 по 10 столетие в Китае идет эволюция технологии фарфора, вершиной которой является фарфор, известный под названием "яичная скорлупа".


   Фарфоровый бум.

   В Европу первые образцы фарфоровых изделий попали в конце 13 века благодаря оживившейся торговле с Ближним Востоком. Венецианский купец Марко Поло, а вместе с ним и его современники, которым он привез из Китая фарфор, были поражены его изяществом и белизной. В Европе фарфор ценился на вес золота в прямом смысле слова. Европейские ювелиры оправляли фарфоровые черепки, как драгоценные камни, дамы носили их в качестве бус.
   Название "порцелан" произошло от итальянского слова " porcellana" - морская раковина, раковина Венеры. Сам Марко Поло, а вслед за ним и многие европейцы, считали, что фарфор изготавливается из толченых раковин. Второе название - "фарфор" пришло из персидско-арабских языков. На Ближнем Востоке китайского императора называли “Фагфур” - “Сын Неба”, а большинство изделий из фарфора поступало в Европу именно через Ближний Восток.

   Фарфоровый детектив.

   Вскоре у европейцев появляется страстное желание узнать тайну изготовления фарфора. Предприимчивые гости из Европы шли на всевозможные хитрости, чтобы проникнуть на фарфоровое производство и ознакомиться с его секретами. А в Китае за подобные попытки приговаривали к смертной казни.
   В конце 17 в. французский патер Д'Антреколл под предлогом миссионерства едет в Китай и возвращается во Францию с вожделенным секретом: из смеси «каолина» и «петунтзе» получается фарфор! Открытие Д'Антреколла оказалось совершенно бесполезным, европейцы не знали что собой представляют эти материалы с химической и физической точки зрения.
   Независимо от попыток разведать фарфоровый секрет непосредственно у самих китайцев, с 17 века в Европе велись опыты по получению фарфора самостоятельно. Алхимики стремились найти способы изготовления фарфора с не меньшим рвением, чем золота.
   В конце 17 в. французу Морену из Тулона удается получить вещество, похожее на фарфор. "Фарфор» Морена представлял собой полупрозрачное стекло белого цвета. Этот фарфор называют в настоящее время «реомюровым», ошибочно приписывая французскому ученому Реомюру изобретение, которое ему не принадлежит.
   Только в 1709 году в Саксонии талантливый немецкий алхимик и фальшивомонетчик Беттгер, содержащийся под арестом за мошенничество в замке Альбрехтсбург в Мейсене, под руководством физика Чирнхауза получает массу, весьма близкую по составу и свойствам к китайскому фарфору, добавив в местную глину белую пудру для париков. Пудра в тот период в Европе производилась из каолина. Новое производство сразу же засекречивается.
   К этому времени португальцам удалось привезти образец каолина в Европу, таким образом, секрет фарфора был частично раскрыт, частично изобретен.
   Тайну производства европейского фарфора не удалось надолго удержать за стенами замка-крепости в Мейсене, несмотря на то, что сам Беттгер так и закончил свою жизнь в заточении, двум его помощникам удалось бежать. С 1717 года начинают открываться фарфоровые заводы в Вене, Берлине, Севре.
   Позже всех фарфор начали изготавливать англичане. В 1794 г. на мануфактуре Споуда в Англии был изобретен костяной фарфор.


   Интересности.

 В период Династии Мин в Китае (1369-1644) в изделиях из фарфора использовались декоративные приемы времени Сун. Тончайшие, почти прозрачные стенки, исполнение рисунка легким рельефом с помощью нанесения жидкой фарфоровой массы под глазурью, легкие пропорции изделия - основные достижения в производстве фарфора при династии Мин. Из белых тонкостенных изделий до нас дошли немногие. Каждое из этих изделий - уникальное произведение искусства. Одна чашечка такого китайского фарфора хранится в коллекции Британского музея.
 В Англии был придуман еще один тип мягкого фарфора. В его состав входил мыльный камень. Мыльный фарфор не получил такого широкого распространения, как костяной.
 Петр Ульянович Иванов (ок.1789-1851 гг), мастер Императорского фарфорового завода в Петербурге, открыл состав особой фарфоровой массы, позволявшей выполнять тончайшие лепные работы. Мастер исполнял белые (бисквитные) цветы и букеты, помещавшиеся на голубых пластах, для украшения ваз, флаконов для духов, а также зеркал и каминов. В настоящее время сохранилось менее десяти произведений художника. Выполненные Ивановым изделия в техническом отношении не имели себе равных в мировой керамической промышленности. С его смертью секрет открытого им состава фарфоровой массы был утрачен.

 Фото 1. Букет П.У.Иванова. 1851 год. Государственный Эрмитаж.
 Евгений Андреев – современный создатель фарфоровых букетов, еще в советские годы долго бился над разгадкой секрета Ивановского фарфора вместе со специалистами НИИ фарфора. За основу бисквитной массы были взяты вторичные кварциты, исследованием которых около 20 лет занимался Виктор Винтер в НИИ фарфора.
 Фото 2. Букет бисквитных цветов на яшме. 2004 год. Евгений Андреев.
 Людмила Каминская однако считает, что главный секрет не в особом составе фарфора, а в мастерстве художника. Людмила создает свои цветочные композиции из английского фарфора «Traditional Parian».
 Фото 3. Людмила Каминская в своей мастерской.
 Фото 4. Букет, фарфор. Людмила Каминская, Персональная творческая мастерская «Людмила», Москва.
 Фото 5. Фарфоровая деталь к букету. Людмила Каминская.

Фото 1 Фото 2
Фото 3 Фото 4 Фото 5

 Полезности.

 Обжиг на конус производится в печах без контроллера, который дает возможность задавать и поддерживать точные параметры на любом промежутке обжига. В настоящее время мастера пирометрическими конусами почти не пользуются и производство их сильно сократилось. Существует два самых распространенных вида: конусы Зигера и конусы Ортона. Номера у них одинаковые, но градуировка температур – разная.
   Фото 6 и Фото 7. Пирометрические конусы.
   Фото 8. Таблица температур конусов Зигера и Ортона.
Фото 6 Фото 7 Фото 8

 Сделать фарфоровую массу более пластичной помогает добавка бетонитовых глин. Они представляют собой продукты естественного разрушения вулканических лав и туфов. Бетониты исключительно пластичны, в фарфоровом производстве 2-3% бентонита способны заменить 9-10% глины.     Поскольку красящие примеси в фарфоровую массу вводятся преимущественно с глинами, то замена глины бентонитом значительно повышает белизну фарфора. Самостоятельного значения бентониты в керамике не имеют, их вводят как добавки-пластификаторы, повышающие прочность изделия после сушки и белизну изделия.
 Костяную золу добавляют в фарфоровую глину с целью повышения белизны и прозрачности готового изделия. Соотношение ингредиентов в костяном фарфоре: 20-35% каолина и глин, 20-45% костяной золы и 20-45% полевого шпата.
 Каолином называется глина, содержащая большое количество минерала каолинита. Каолины отличаются по степени белизны в зависимости от месторождения.
 Самостоятельное приготовление фарфоровой массы из ингредиентов возможно. Но для этого потребуются расчеты весовых процентов всех составляющих, специальное оборудование (глиномялки, устройства для роспуска, перемешивания и др.), кроме того следует учитывать, что все компоненты продаются в расфасовке по 70 кг и больше.
 Поэтому рассмотрим свойства готовых масс, которыми удобно пользоваться в домашней мастерской.

 Пластичность.

 Пластичность при улучшении литьевых качеств путем добавок соответствующих веществ, увы, снижается. Но из подсушенного шликера лепить вполне возможно, что с успехом делает Лена Лебедева. Кроме того в шликеры марки «Seeley's» не вводятся добавки для уменьшения вязкости, чем и объясняется трудность выливания их из форм. Делается это намеренно, чтобы дать возможность регулировать свойства фарфора по желанию. Для этого фирма дополнительно выпускает «Slip Thinner» для увеличения текучести шликера без необходимости сильно разбавлять массу водой и «Plasticizer», как видно из названия – добавка для придания пластичности стандартному шликеру. Будем надеяться, что РКД не обойдет вниманием такую интересную продукцию.
 Я попробовала на пластичность несколько разных лепных фарфоровых масс.
 Фото 9. Тест пластичности.
 Первый слева – Дулевский фарфор (Хорсс). Состав неизвестен. Пластичность плохая, трудно удержать тонкий слой без трещин, трудно сформировать изгибы. Но вполне поддается лепке, хоть и с трудностями. На фотографии видно, что это самый темный из всех приведенных образцов. После обжига он значительно светлеет, хотя и не становится белоснежным.
 Фото 10. Дулевский фарфор сырой (вверху) и обожженный (внизу)
 Цвет сырой фарфоровой массы обусловлен не только цветом каолина, но и различными примесями, которые при высокой температуре обжига полностью выгорают. Например, Михаил Васильевич Ломоносов и Дмитрий Иванович Виноградов, работая над рецептурой собственного российского фарфора с 1749 по 1763 годы использовали богатую каолином глину «черноземку» - сорт гжельской глины, имевшей в природном состоянии черный цвет, а после обжига - белый.
 Второй слева образец на Фото 9 – английский «Париан». Пластичность хорошая, легко даются плавные изгибы, хорошо держит форму. По составу, вероятнее всего, он является традиционным английским костяным фарфором. На это указывает его быстрое протухание. Темные пятнышки, появившиеся на довольно свежей массе – признаки костяного фарфора.
 Фото 11. Фарфор «Traditional Parian». Видны темные пятнышки.
 Фото 12. А вот как выглядит несвежий сырой Parian.
 Это не ошибка в цветопередаче, он не только потерял белизну, но приобрел неприятный запах протухшей органики. На лепных качествах и красивом внешнем виде после обжига такое его состояние никак не сказывается.
 Следующий образец на Фото 9, второй справа – немецкий полевошпатный фарфор марки «Witgert». Пластичность такая же хорошая, как и у фарфора Parian, форму держит хорошо, но цвет после обжига остается слегка сероватый, прозрачность плохая. Такой фарфор нуждается в покрытии цветной глазурью.
 И последний, самый правый образец на Фото 9 – фриттовый фарфор марки «Witgert». Пластичность очень хорошая, позволяет формировать очень тонкие сложные детали без трещинок по краям, но хуже держит форму, чем Parian. После обжига имеет красивый белый цвет и прозрачность.

Фото 9 Фото 10 Фото 11 Фото 12

 Литьевые свойства.

 Почти у всех готовых шликеров хорошие литьевые качества уже заложены производителем. Исключение составляет фарфор марки «Seeley's», как уже писалось выше. Действительно из четырех опробованных мной шликеров (двух немецких, одного итальянского и названного американского) последний имел большую вязкость. Даже разбавленный водой до гораздо более жидкого состояния, чем все остальные шликеры, вылить его из формы с довольно большим литником было намного труднее. Выход: для лучшего пролития мелких деталей или для больших форм с узким литником в вязкие фарфоровые шликеры следует добавить специальный разжжижитель. Если нет под рукой сиилейсовского «Slip Thinner», можно приобрести в Хорссе средство под названием «Жидкое стекло».
 Фото 13. Жидкое стекло.
 Не спутайте с разжижителем для глазури. Бутылочки у них одинаковые, а надписи ручкой на них я сделала специально для фотографии, в Хорссе их не будет.
 Фото 14. Разжижитель для глазури.
 И «Slip Thinner», и «Жидкое стекло», и любой другой увеличитель текучести добавляется в шликер в очень маленьких количествах, буквально по каплям. Вязкость может уменьшиться прямо на глазах и от одной капли, вы это сразу заметите при перемешивании. Всегда сначала отлейте необходимое количество шликера в отдельную посуду, тогда в случае передозировки разжижителя, можно будет добавить в смесь исходный шликер. Слишком большое количество увеличителя текучести не позволит образоваться черепку достаточной толщины.

Фото 13 Фото 14

 По цвету из опробованных мной шликеров разных производителей неокрашенного кукольного фарфора отличий почти не было. Если сырые жидкие массы и имели небольшие различия, то после обжига они стали одинаково белые с небольшими отличиями в прозрачности. Только один из немецких шликеров дал в бисквите довольно красивый перламутровый шелковистый блеск, но фотография этого не передает.
 Главная  Галереи  Выставки  Обучение  Расписание занятий  Статьи  Форум  Ссылки  Контакты 

 

Индекс цитирования

При использовании любого материала (в том числе при распечатке, перепечатке и т.п.) видимая ссылка на источник kukly.ru и все имена авторов обязательны.
КУКЛЫ.РУ © 2004-2024. Все права защищены.